Космическая живопись: Юрий Павлович Швец

Каждый художник при выборе его творческого кредо, руководствуется определенными правилами. Для Юрия Павловича это был реализм. 

Выдуманное должно быть правдивым, фантазия не может быть безудержной.

Руководствуясь этим принципом и рисовал Юрий Павлович Швец свои фантастические картины, которые хоть и описывают придуманные миры и конструкции, но кажутся такими реальными и осязаемыми.

0. Картина "Луна. Океан бурь. Проспект им. Гагарина, 1996 год". Картина 1972 года. Так и всплывает в памяти фото улыбающегося Гагарина и подпись на ней "как вы там, потомки? Высадились на Марсе? Победили все войны?" . Реальность 1996 года для России оказалась кромешным адом. Развал экономики, криминальные войны, война в Чечне, зверства боевиков, бои за Грозный, Аргун, Гудермес... Это все - безумие. А вот проспект в Океане Бурь это светлая и правильная идея. Только вот людям он оказался не нужен, а нужен мир без будущего с мечтами о выдуманном прошлом. Источник https://feeenrijk.livejournal.com/102999.html

Родился Юрий Павлович на Украине, на Полтавщине в 1902 году, в очень бедной семье, где кроме него было пятеро детей. В ранней юности, 1917 — 1919 — е годы, работал  почтальоном, сторожем, курьером, позже учителем. Также был актером и декоратором в местном драматическом театре-студии «Просвiт», где впервые проявилась его страсть к изобразительному и исполнительскому искусству, что предопределило дальнейший выбор профессии. 

1. Юрий Павлович Швец. Источник https://fantlab.ru/art9423

В 1929 году Юрий Павлович закончил Киевский художественный институт по отделу теории кино, и одновременно музыкально-драматический институт имени Лысеяко по классу профессора Муравьевой - как артист-вокалист. Одновременно с обучением в этих ВУЗ-вх, начиная с 1927 года, Швец работает как художник-постановщик на киностудии «Украинфильм». На этой роли он смог проявить все свои таланты — театрала — постановщика, исполнителя и живописца. Вот что пишет про этот период его становления в частности и про фантастическое искусство того времени в целом искусствовед Валентин Кленов (http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/tm/1981/5/risun.html):

 Воспитанная в художнике за годы обучения смелость творческого поиска на стыке изобразительного искусства, дизайна и техники сделала его восприимчивым к самым новым явлениям в различных областях культуры. Научно-техническая революция начала столетия сменила традиционную гуманитарно-мифологическую ориентацию искусства предыдущих эпох на восторженный, но недолговечный футуристический культ «машины и промышленности», на повышенный интерес художников к изображению микро— и макромиров. Она привела к многочисленным экспериментам с кинематическим «оживлением» статичных видов искусства: скульптуры, живописи, графики. Динамизм эпохи нашел свое предельно яркое воплощение в «кииоэстетике» 20-30-х годов. Синтетические возможности киноискусства привлекали к нему многих представителей космической темы в литературе, живописи, музыке. Их влекла способность кино выразить невыразимое, показать несуществующее в окружающем мире. Неудивительно, что советскому киноискусству «немого периода» удалось создать такое запоминающееся произведение фантастико-космической тематики, как «Аэлита» Я. Протазанова, поставленное по одноименному роману А. Толстого. Новаторские фото А. Родченко, советское документальное кино рубежа 20-30-х годов и в еще большей степени творчество А. Довженко повлияли на молодого художника кино, определили его выбор.

В 1931 году Швец переезжает в Москву и продолжает свою творческую деятельность на «Мосфильме». Там, используя самые современные средства кинотехники, включая монтаж и комбнированные съемки различного типа, создает фантастический фильм «Город под ударом». Собственно, это считается его дебютом в космической тематике.

2. Плакат к фильму "Город под ударом". Шпион, НКВД, бомбардировщик ТБ-7 - аж дух захватывает! Источник https://www.kinopoisk.ru/film/gorod-pod-udarom-1933-44570/
2. Юрий Швец (слева) работает совместно с Константином Циолковским (в центре) и режиссером Владимиром Журавлевым (справа) над эскизами декораций к фильму "Космический рейс". Источник https://www.ourbaku.com/index.php/%D0%A8%D0%B2%D0%B5%D1%86_%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_-_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE

 В 1934 году Юрий Павлович вместе с К. Э. Циолковского создает декорации к первому советскому научно-фантастическому кинофильму «Космический рейс». Вот как это описывает Валентин Кленов (http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/tm/1981/5/risun.html):

Серьезнейшее внимание основоположника космонавтики к каждой детали, требование строгой научности в показе космической техники будущего помогли Швецу сформировать в своем творчестве основные принципы советской научной и космической фантастики. Этот новый, молодой жанр мирового искусства возник в нашей стране в годы первых пятилеток, но впитал в себя художественные традиции многих стран и эпох. Вторым его крупнейшим представителем в середине 30-х годов стал профессор Г. И. Покровский (см. «ТМ» № 10 за 1979 год) — родоначальник «научно-художественной прогностики», в которой объединились искусство, техника и наука.
3. Сцена старта космического корабля с направляющей из фильма "Космический рейс". Источник https://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/2077/
4. Эскизы Юрия Швеца к фантастическим кинофильмам. Источник http://gtrk-kaluga.ru/news/kultura/news-2660
5. Эскизы Юрия Швеца к фантастическим кинофильмам. Источник http://gtrk-kaluga.ru/news/kultura/news-2660
6. Эскизы Юрия Швеца к фантастическим кинофильмам. Источник http://gtrk-kaluga.ru/news/kultura/news-2660

Далее фильмография Юрия Павловича только расширяется — «Новый Гулливер» 1935, «Утренняя звезда», «Балтийцы» 1937 год,  «Золотой Ключик» 1939, «Гибель 'Орла'» 1940, «Герой Саакадзе» 1942 — 1943...десятки фильмов, знаковых для своего времени.

В 50—60-х годах Швец создает сотни декораций к документальным кинофильмам о космосе: «Вселенная» (1952),  «Дорога к звездам» (1956),  «Мечте навстречу» (1961), «Луна» (1963), «Марс» (1968) режиссера Павла Клушанцева, а также к художественному фантастическому фильму «Небо зовет» (1959).

Описывая художественную составляющую этих декораций, предоставим слово искусствоведу Валентину Кленову (http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/tm/1981/5/risun.html):

Выполненные темперой и акварелью, они в большинстве своем имеют совершенно самостоятельное художественное значение. Швец принимал участие в создании нескольких десятков фильмов разной тематики, но тема космоса была центральной в его творчестве. Именно в ней максимально проявились его познания, талант, увлеченность. До конца своих дней — он трагически погиб в автомобильной катастрофе — художник создавал все новые работы в области космической фантастики. Одна из последних датирована 1972 годом.
7. Источник https://habr.com/post/408281/
8. Из "Лунной серии". Источник https://feeenrijk.livejournal.com/102999.html
9. Лунный пейзаж. Источник http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/tm/1981/5/risun.html
10. На Луне. Источник http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/tm/1981/5/risun.html
11. Ангар. Перед стартом. Источник http://www.fandom.ru/about_fan/lomakina_1.htm
12. Источник http://www.fandom.ru/about_fan/lomakina_1.htm
13. "На планете двойной звезды". Источник https://polymus.ru/ru/pop-science/news/iskusstvo-na-grani-nauki-kosmonavtika/
14. "Пост управления звездолетом". Источник http://noogen.su/galerei/shvets.htm

Спасибо за внимание!

promo alexander_vasil july 22, 01:13 2
Buy for 10 tokens
В начале XXI века на поверхности Земли практически не осталось неизученных мест, или мест, где бы не побывал хотя бы один путешественник. Вулканы в Конго с озерами лавы в кратерах, мексиканская пещера гигантских кристаллов, северный и южный полюса относительной недоступности, труднодоступные…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic